В минувшее воскресенье в Сызрани завершился III Межрегиональный фестиваль имени А. Н. Толстого «Время театра». Он длился неделю.
Семь дней. Семь спектаклей. Семь режиссерских работ в разных направлениях театрального искусства. В заключительные дни фестиваля зрители увидели «Блажь» (12+) А. Островского (театр «Колесо» из Тольятти), «Чайку» (12+) А. Чехова (Борисоглебский драмтеатр), «Старомодную комедию» (12+) А. Арбузова («Независимый театральный проект Москва — Самара»).
Конкурсный показ завершился спектаклем «Бесприданница» (12+) Сызранского драматического театра. Режиссер — Владимир Коломак (Великие Луки). Затем эксперты отметили сильные и слабые стороны постановки. В частности, вопросы возникли к игривым танцевальным движениям героев при их появлении на сцене. А также к прочтению образа Робинзона и пластическому этюду в начале спектакля. Однако эти вопросы были адресованы в первую очередь режиссеру. В то же время критики отметили стремление актеров уйти от стереотипов. У каждого из артистов были очень хорошие моменты в спектакле. Будь то первая встреча Карандышева (Артемий Кондрашов) с Паратовым (Евгений Морозов) или сцена объяснения Вожеватова (Анатолий Карпов) с уже проигранной в пари Ларисой. Все — под тайным присмотром Кнурова (Владимир Калялин). И опустошение Хариты Огудаловой (Татьяна Ермолина), когда она осознала нравственную гибель дочери. А исполнившая роль Ларисы Софья Сыстерова (Пасько) была удостоена приза «Надежда».
— Чисто. Честно. В меру наивно, горько. С предощущением своей судьбы, — так оценила игру актрисы председатель жюри, театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская.
В воскресенье состоялось торжественное закрытие фестиваля. От имени главы города Анатолия Лукиенко руководитель Управления культуры Ольга Дидык поблагодарила артистов, зрителей, гостей за праздник. А членам жюри вручила сувениры с изображением Сызранского кремля. В тот день присутствовавших в зале ожидала еще одна трогательная церемония. Поздравления с юбилеем принимала заслуженная артистка Самарской области Нина Барковская. «Волжские Вести» тоже присоединяются к ним.
На закрытии фестиваля прозвучали имена лауреатов. Вот они. Гран-при удостоен спектакль «Волки и овцы» (12+) Белгородского драмтеатра. А его главный режиссер Виталий Бгавин, воплотивший образ Лыняева, получил приз за лучшую мужскую роль.
Лучшая женская роль — у Татьяны Дербенёвой (Лидия Васильевна, «Старомодная комедия»).
— Я не первый раз в Сызрани. И меня удивляет, насколько театральный этот город. Насколько здесь умный и талантливый зритель. Я сразу влюбилась в Сызрань, — сказала актриса.
Партнер Татьяны Дербенёвой по спектаклю Алексей Якиманский (Родион Николаевич) получил приз «За верность традициям русского психологического театра».
Лучший актерский дуэт — Виктор Башинский и Владимир Ташлыков («Фальшивая нота» (12+), Московский областной театр драмы).
Призы за лучшие роли второго плана получили Ирина Мамина (Марья в спектакле «Блажь» театра «Колесо») и Роман Рощин (Горецкий, «Волки и овцы»).
Еще один приз для молодых артистов «Надежда» получила Татьяна Чалая (Жанна, «Вторая смерть Жанны дАрк» (16+)).
Конечно, мы не могли не поинтересоваться мнением зрителей.
— Фестиваль удался, — сказал Валерий Платонов. — Мы увидели разные постановки. Очень сильная труппа из Белгорода. Все актеры ровно играли. Меня задела постановка Донецкого театра кукол. Сложная, необычная. Интересными были и остальные работы. Надеюсь, через два года мы увидим спектакли и других театров.
После торжественного закрытия фестиваля Наталья Старосельская ответила на вопросы «Волжских Вестей».
О развитии фестиваля.
— Фестиваль развивается, несомненно. Приглашение театров из Белгорода и Ногинска — очень серьезное переключение по жанру, качеству артистов. Это важно и для сызранской драмы, и для зрителей, которые смотрят, сравнивают. Так у них вырабатывается свое отношение к театру. Это очень важно. Поэтому я хочу, чтобы этот фестиваль продолжался и рос.
О режиссерских работах.
— Они меньше всего устроили меня. К сожалению, «Чайка» и «Бесприданница» поставлены лишь по мотивам классических произведений. Когда многое в спектакле подстроено под молодежь, это плохо. Когда люди приходят в театр, должно быть так, как в свое время говорила актриса Центрального детского театра Маргарита Куприянова: «Я никогда не вношу улицу в театр. Захожу через служебный вход. Закрываю дверь. И для меня все перестает существовать. Есть только театр». Так же должно быть и у зрителей. И у актеров. Причем у зрителей — только через артистов. Есть очень культурные зрители. Но с каждым сезоном их становится меньше. Передавать эту культуру — главное назначение театра сегодня, на мой взгляд. Зрителю нужно что-то настоящее. Это может быть только в театре!
О развитии театра и его актеров в небольшом городе.
— У артистов должен быть навык работы с разными режиссерами наряду с главным. Да, это непросто с финансовой точки зрения. Но есть профессионалы, для которых гонорары стоят далеко не на первом месте. Я готова рекомендовать таких режиссеров.