В Сызрани проходит III Межрегиональный фестиваль имени А. Н. Толстого «Время театра». Этим событием наша драма открыла свой 105-й сезон.
На открытии фестиваля 11 сентября собравшихся от имени главы города Анатолия Лукиенко приветствовала его заместитель по социальным вопросам Татьяна Журкина. Она пожелала вдохновения — актерам, интересных просмотров — зрителям. А также успешной работы — жюри. Его возглавляет давний друг фестиваля театральный критик, главный редактор журналов «Страстной бульвар, 10» и «Иные берега» Наталья Старосельская (г. Москва).
Первым показом стал спектакль Московского областного театра драмы и комедии (г. Ногинск) «Фальшивая нота» (12+) по пьесе Д. Карона. Заслуженные артисты РФ Владимир Ташлыков (Миллер) и Виктор Башинский (Динкель) полтора часа держали зал в напряжении.
Их герои — уже взрослые мужчины: один — известный дирижер, другой — музыкант-любитель. В годы Второй мировой войны оба вместе со своими отцами были в концлагере. Но… по разные стороны баррикад. Тогда еще семнадцатилетний Миллер по приказу отца-эсэсовца убил одного скрипача за фальшивую ноту при исполнении Моцарта. То был отец Динкеля. И вот — встреча сыновей.
Такой всеобъемлющей тишины в зале я не припомню. Казалось, упади на пол самые маленькие предметы — и это будет звучать как выстрелы. Впрочем, зрители их слышали. Но не из оружия, а в словах, которыми уже сейчас дирижер словно расстреливал еврея — скрипача из своего оркестра.
Да, позже были слезы Миллера, его раскаяние, душевные стенания. Но стоило ему взять в руки пистолет… О, перед нами уже не музыкант с тонкой душевной организацией, но сверхчеловек, привыкший повелевать и распоряжаться жизнями других людей.
Как же живуча эта бацилла фашизма! И как актуально прозвучал этот спектакль! Стоит только посмотреть вокруг. Сколько стран, где неонацизм давно перестал считаться чем-то неприличным.
Через день на сызранской сцене блистали актеры Белгородского государственного драматического театра им. М. С. Щепкина. Они представили на суд зрителей и жюри комедию А. Островского «Волки и овцы» (12+) (в постановке Александра Кузина). Слово «блистали» я употребила не просто для красоты слога. Актеры играли на кураже. Это было великолепным мастер-классом для молодых артистов. И прекрасным зрелищем для публики.
— Актеры всю жизнь должны учиться, — поделился своим мнением главный режиссер сызранской драмы Олег Шахов. — Даже если коллегам что-то не удалось, это должно вас подвигнуть к созиданию. И, наоборот, увидев вершину творчества, вы хотя бы узнаете, где она находится. Это очень полезно, особенно в условиях небольшого города. Ведь мастера сцены не балуют нас своим присутствием. Увидеть на фестивале разные театры, стили, жанры интересно. И это обязательно чему-нибудь научит.
Еще один участник фестиваля — Донецкий республиканский академический театр кукол. Зрители увидели совершенно иное — трагифарс для взрослых «Вторая смерть Жанны д’Арк» (16+) болгарского автора С. Цанева. Сложная, философская и где-то политическая постановка. Ранее режиссер спектакля Вадим Гадитулин говорил, что это рассчитано на зрителей в том возрасте, когда они начинают задумываться, зачем живут на свете, что их ждет в будущем, как стать настоящим человеком.
— Почему такой выбор? Ведь в Донецке очень неспокойно. Наверное, хочется чего-то легкого, развлекательного? — поинтересовалась я у актеров.
— Наоборот, — возразили они. — Это нужно и нам, и зрителю. А мы можем прочувствовать такую тему, как никто другой. Нам предельно понятно то, о чем мы говорим.
В постановке много интересных нюансов. Сценография, костюмы, грим, мистическое начало. Все роли исполняют молодые актеры. Даже Бог — ровесник юной Жанны.
— Не страшно было замахиваться на такой образ? — спросила я исполнителя роли Александра Чуприну.
— Нет, но для себя я четко разграничил веру и лицедейство, — ответил он.
Работу актеров высоко оценили и мэтры, и зрители. И, безусловно, всех покорила главная героиня. Точнее две: актриса Татьяна Чалая в роли Орлеанской девы и кукла, которую она оживила. Это Жанна мучительно выбирала между унизительным отречением от собственной жизни и героической смертью. Это она обсуждала свою казнь с палачом и Богом. Это она, наконец, сделала выбор и шагнула на эшафот.
— Я ощущала себя героиней того времени, которая просто хотела рассказать свою настоящую историю и достучаться до сердец зрителей, — поделилась после спектакля Татьяна Чалая. — Скажу сразу, мне приятно было находиться на сцене. Я видела взрослого, думающего зрителя, который слушал и вникал. Чувствовала обмен энергией между нами.
«Время театра» продолжается. И сулит поклонникам Мельпомены еще немало открытий. Театральный марафон завершится в воскресенье премьерой спектакля сызранской драмы «Бесприданница» (12+).