В 2016 году в Сызрани был установлен памятник ее основателю — воеводе Григорию Козловскому. Казалось бы, биография этого человека уже хорошо изучена. Однако в ней до сих пор встречаются некоторые белые пятна.
В книге классика симбирского краеведения Павла Мартынова читаем, что 15 апреля 1683 года Козловский не пришел на патриарший обед, так как узнал, что его посадят вторым после боярина Льва Нарышкина. Такой поступок дорого ему обошелся. Григорий Козловский попал в немилость к царю, был лишен боярства и сослан в захудалый городишко Серпейск.
Мартынов оговаривается, что Козловский, должно быть, недолго находился в царской опале. Ведь в Указе царей Иоанна и Петра Алексеевичей от апреля 1684 года о пожаловании царских наград за сохранение спокойствия в Малороссии Козловский именуется боярином и воеводой.
Строительство крепости Сызран было начато в июне 1683 года. Возникает вопрос: как же мог участвовать в этом опальный воевода? А если его простили, то почему так быстро? Проступок по тем временам он совершил очень тяжелый.
Данными нестыковками давно заинтересовались сызранские краеведы Сергей Зацаринный и Александр Молчанов. Они писали, что послужному списку Григория Козловского мог бы позавидовать самый знатный человек. Между тем в публикациях других авторов постоянно приводится история о том, что Козловский был якобы отправлен в Сызрань как в ссылку. В результате наши земляки выяснили, что в книге Павла Мартынова произошла путаница с датами по старому летосчислению (от Сотворения мира) и юлианскому календарю. И вот тогда все встало на свои места. Требовалось только отыскать документальные подтверждения. И они были найдены.
В публикации Елены Соколовой — доцента кафедры истории государства и права Уральского юридического университета — подробно описывается патриарший обед, приведший к печальным последствиям для воеводы. Но произошел он в 1691 году, после чего Козловский и был лишен боярства. Где жил после этого опальный князь — в Серпейске или другом небольшом городке, история умалчивает. Важно другое. Строительство крепости, от которой началась Сызрань, было почетной миссией. Григорий Афанасьевич Козловский выполнил ее в период своей государственной активности. Изображений основателя города, к сожалению, не сохранилось. Но в нашем музее можно увидеть портрет воеводы, который написал сызранский художник Борис Шишкин, используя документальные материалы, содержащие словесное описание этого незаурядного человека.
Антонина Назарович, научный сотрудник сызранского краеведческого музея