На календаре середина августа. Время Спасов. Вчера был медовый. Впереди — яблочный и ореховый. В старину именно об эту пору хозяйки начинали заготавливать запасы на зиму. Сохранилась такая традиция и в наши дни.
Людмила Ивановна Жданова живет в частном доме. Кухня в нем большая. Но от обилия разного калибра банок, подготовленных к консервации, это помещение кажется меньше, чем на самом деле. А еще тут стоят ведра с яблоками, огурцами, помидорами. Возвышается емкость с подсолнечным маслом. Ждут своего часа зелень, специи.
— Родилась я и выросла в Казахстане, в Семипалатинске. В нашей многоэтажке наряду с казахами жили русские, корейцы, немцы. Такой был большой интернационал! Мы дружили, ходили друг к другу в гости. И, конечно, обменивались рецептами. Все это мне потом очень пригодилось, — улыбается Людмила Ивановна.
Она имеет в виду не только семейную жизнь. В свое время супругам Ждановым вместе с детьми пришлось уехать из родного города. Переселились они в Сызрань. В Казахстане Людмила Ивановна трудилась главным экономистом департамента ЖКХ. Переехав, она думала, что легко найдет работу по специальности. Но годы тогда были тяжелыми. Одной из главных их примет являлась безработица.
— Тогда я взялась солить сало на заказ. И продавать свои оригинальные закрутки. Например, квашеную капусту. Я ее делала пятью разными способами. Заказчикам это понравилось. Их становилось все больше. Вот так мы и выжили, — рассказывает Людмила Ивановна.
Показывает свой огород площадью 10 соток. В самом его начале растут цветы. В том числе розы, клематисы. А дальше… Проще сказать, чего здесь нет. И все — нескольких сортов. Даже базилика пять разновидностей.
Возвращаемся в дом. Собеседница моя угощает шарлоткой. Вкус у нее не похож на привычный. Какая же тут добавка? Творожок?
— А вот и нет! Это сливки. Что-то особенное, правда? У меня и другие десерты такие же. Но это уже те, которые я консервирую, — поясняет Людмила Ивановна.
Кивает на закатанные банки с яблочным пюре. В них добавлена сгущенка. А вот яблочные соусы, основу которых составляет варенье. Кстати, его Жданова готовит без воды. Сто банок варенья — это часть только сладких закруток. А еще есть закатанные овощи, салаты, лечо, заправки для борща. К слову, чеснок в такие банки хозяйка кладет не целыми зубчиками. Она добавляет этот овощ, пропустив его через давилку. Уверяет: вкус продукта становится более насыщенным, ярким.
Как и у приправы «чучи-мучи». Название это Людмила Ивановна придумала сама. Горький красный перец, чеснок, горячее растительное масло, яблочный уксус. Состав так прост! Однако редко кто его угадывает. Обычно дегустаторы говорят, что в приправе много хороших сладких помидоров. Хотя в ней нет и намека на томаты.
— Помидоры в этом году уродились неплохие, — подтверждает Людмила Ивановна. — Есть такие, что каждый плод весит больше килограмма. А вот с огурцами нынче плоховато. Но я их тоже, конечно, закрою. Вы спрашиваете сколько всего банок за сезон оказывается в моем погребе? Не скажу точно. Но пятьсот — это минимум.
«Пришли Спасы — готовь запасы». Так говорили в старину. Наши хозяйки наполняют свои дома не только рукотворными припасами, но и надежностью, теплом, уютом.