Мы заглянули в старшие группы ДОУ № 4 (ООШ № 7), когда там шли занятия по техническому творчеству. На столах прямо на глазах вырастали ракеты, дома. Пока — из конструктора. Но вполне возможно, что через пару десятков лет кто-то из ребят будет заниматься этим по-настоящему. То есть свяжет свою жизнь с производством.
Уже четвертый год в этом дошкольном учреждении дети занимаются техническим творчеством. Сначала сад стал федеральной площадкой программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Здешние ребятишки познакомились с инженерными профессиями, связанными с машиностроением, кораблестроением. Дети знают даже, что такое ватерлиния! И определяют ее экспериментально!
Программу апробировали. А по ее окончании институт «Воспитатели России» предложил сызранцам вступить в еще один федеральный проект — «Техномир: развитие без границ».
— Мы предложение приняли, ведь инновации — это всегда развитие, — говорит заведующий структурным подразделением Ольга Гынку. — Первая программа дала отличный результат. При поступлении в школу хорошо показали себя все наши дети. Ребята с особенностями здоровья — тоже. Ведь конструирование — это моторика рук, логическое мышление, расширение кругозора. Дети учатся и командной работе. Сами распределяют между собой обязанности. Мы хотим выпускать дошкольников, способных адаптироваться к любой ситуации. И работаем над этим.
— Многие думают, что для занятий нужны суперконструкторы, — добавляет методист Мария Комарская. — Нет! Достаточно бумаги и простейших материалов. Главное, чтобы воспитатели смогли увлечь детей.
Кто-кто, а педагоги Марина Марусина и Таисия Семёнова делают это блистательно! Главным объектом их интереса стало градообразующее предприятие — АО «ТЯЖМАШ». Неудивительно: ведь родители почти половины здешних ребятишек работают на этом заводе. Да, поначалу опасались, что детям 5-6 лет будет сложно и неинтересно. Оказалось, нет! Ребятишки были в восторге от похода в музей предприятия. Счастливые, в защитных касках на головах. Такими их и запечатлел фотоаппарат.
Софья Н. провела для нас небольшую экскурсию по стендам с фотографиями. Для начала рассказала, как всех поразил сам завод, огромные детали для ГЭС. Вместе с девочкой проговариваем сложное слово «электроэнергия». А вот для чего она нужна, затруднений у барышни нет!
— Чтобы был свет, показывал телевизор и работал Интернет, — не задумываясь отвечает Софья.
— Мы придумываем занятия, на которых знакомим ребят с разными профессиями: сварщика, токаря, их орудиями труда, — поясняет Марина Марусина. — Проводим виртуальные экскурсии по «ТЯЖМАШу». И решили изготовить макет предприятия. Помогал муж. Он работает на заводе.
Все продумали до мелочей. Коробочки, пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки превратились в цеха, котельные, линии ЛЭП. Есть даже изоляторы на линиях передачи. Дети вырезали детали, красили их.
— Мы не технари, — улыбаются педагоги, — но теперь можем рассказать о многих производственных процессах.
Занятия продолжаются. А педагоги уже задумали создать альбом трудовых династий с фотографиями бабушек, дедушек, родителей ребятишек и, конечно, их самих.