На днях меценат и владелец частного музея «Сызранская икона» Александр Макаров преподнес в дар ЦБ им. Е. И. Аркадьева научное исследование кандидата искусствоведения из Ульяновска, члена Союза художников России Владимира Цодиковича «Традиции народной культуры и сюжетообразование в русской иконописи, парсуне, пластике 14-20 веков».
Работа заключается в описании 1016 произведений, а также осмыслении их значения в русской художественной культуре. Кроме того, что особенно интересно для нас, рассматриваются иконопись Симбирской губернии 17-го — начала 20-го в., проблемы классификации образов 18-го — начала 20-го в.
Александр Михайлович Макаров обращает наше внимание на 12-ю главу:
— Она называется «Иконопись второй половины 19-го в. Иконопись мастерской А. А. Бочкарева в Сызрани». В ней представлен и уже известный нам материал, и, конечно же, с чем-то мы знакомимся впервые. А мало посвященные в эту тему читатели, безусловно, сделают для себя много открытий в сызранском иконописании, обратившись к фундаментальному труду Владимира Цодиковича.
Действительно, изучая данное исследование, мы расширяем наши представления и о местном иконописании, и о старообрядческой Сызрани в целом. Оказывается, к началу 20-го века возрастает значение нашего города и прилегающего уезда. В том числе — как крупного региона, где проживала треть всех старообрядцев Симбирской губернии. Их насчитывалось 12 683. Неслучайно в 1901 году монахини из закрытых черемшанских скитов планировали расширить молельню сызранского купца А. Н. Журавлева с тем, чтобы сделать из нее епископальную старообрядческую церковь.
Владимир Клавдиевич Цодикович дает подробную характеристику сызранскому письму, его отличия от других школ. К примеру, невьянской. Так, наша традиция продолжала истинное каноническое письмо. Кроме того, ей присуща добротность исполнения. То есть тщательная многократная прописанность, чистые киноварные, зеленые, синие и ярко-фиолетовые одежды с разделкой ассистом (это штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, архитектурных элементах, символизирующие присутствие Божественного света, с заменой пробела). Более того, при наличии общих черт образов, вышедших из мастерской А. А. Бочкарева, автор подразделяет их по нескольким направлениям. Это: «чисто» традиционное; иконы с врезным литьем, что подтверждает старообрядческую ориентацию мастерской; «дизайн» канонического извода приспосабливается к эстетическим вкусам 19-го века; традиционно-фольклорное; упрощенно-демократическое (или примитивизирующее); творческое направление, преломляющее другие стили. На каждое из них представлены конкретные образа и их описание.
Директор ЦБС Светлана Кочергина искренне поблагодарила Александра Михайловича Макарова за подаренное издание. После обработки оно будет доступно всем, кто интересуется иконописным искусством вообще и сызранской традицией в частности.