В цехе кузнечно-прессовой и термической обработки № 8 АО «ТЯЖМАШ» Марину Кочневу можно смело назвать настоящей королевой высоты. Она — машинист крана (крановщик электромостового крана) на эстакаде и сегодня стала героиней нашей рубрики «Человек труда».
— Я знаю Марину Владимировну давно. Она — мой тыл, — говорит начальник цеха Сергей Колдашев. — Трудолюбивая, исполнительная, справедливая. Она быстро ориентируется в любой ситуации и находит оптимальное решение.
Марина Кочнева уже давно на производстве. И вредный стаж выработать успела. Однако отпускать ее никто не собирается. Да и сама она уже сроднилась с заводом и цехом. А могла бы трудиться продавцом. Даже работала им когда-то. Но… не судьба.
Машинист поднимается в кабину, по здешним меркам — подвешенную невысоко: метров на десять, закрывает двери. И… поехала. Агрегат послушно реагирует на действия хозяйки. А она ловко работает рычагами, одновременно поглядывая вниз, где стропальщики уже приготовили груз для перемещения.
— Когда я пришла сюда ученицей, даже не верила, что смогу вот так, не глядя, управлять рычагами, — улыбается Марина Владимировна. — Но быстро научилась. И в то же время нужно быть очень внимательной: кран поднимает пять тонн. Когда везешь тяжелый груз, стараешься быть аккуратнее, ловишь его мягко, так же опускаешь. И смотришь по сторонам, чтобы никого не задеть.
Спускаясь, Марина вихрем пролетает по железным ступенькам крутой лестницы. Но последовавшие слова меня удивили:
— Первое время было очень страшно. Ноги тряслись. Если честно, я и сейчас мандражирую, когда нужно идти на кран в другом цехе.
Тем не менее восемнадцать лет в этой профессии. И в марте Марину Кочневу назвали одной из победительниц городского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина и производство». Что самое главное для работы крановщиком?
— Хорошее зрение, усидчивость, выносливость и сдержанность, — говорит Марина Владимировна. — Стропальщики бывают разные, поэтому стараюсь говорить с ними, если что-то не так, подсказать. Главное — вытерпеть, если меня не слушаются. Но иногда могу и жестко сказать. В то же время мужчины нас, крановщиц, берегут. Если мы не в форме, значит, и внизу будет плохо.
Кузнечно-прессовый участок — место, где, по сути, начинается тяжелое машиностроение. Именно здесь увесистые блюмы — заготовки — начинают свой путь до готовой детали. По сравнению с другими участками этот небольшой. Моя собеседница говорит, что так удобно. В больших цехах попробуй докричись до стропальщика! А здесь — вполне. Но (!), с одной стороны, тут жара от печей, с другой — открытый проем (зимой тоже) для выезда крана к платформе. После литейного и сборочно-сварочного цехов здесь Марина Кочнева трудится уже шесть лет. И все эти годы на одном и том же кране.
— Каждое утро его приветствую, говорю: «Здравствуй». Зимой, когда в нашем цехе холодно и лед, переживаю за него, еду особенно осторожно, — замечает она.
Мы беседовали с Мариной Владимировной в перерыве между заданиями. Но поступил вызов, и она поспешила на свое рабочее место. А я лишний раз отметила ее прекрасные маникюр и макияж. Невольно подумалось: «Королева! И не только высоты!»