Сызранская икона, написанная в соответствии с древней «греческой» традицией в период с конца XVIII — начала XX века, стала уже брендом нашего старинного города.
Несколько лет назад меценат Александр Макаров начал собирать образа местного письма. Однако пальма первенства коллекционирования сызранской иконы принадлежит Андрею Кирикову, проживающему последнюю четверть века в Москве.
Александр Михайлович давно задумал познакомиться с Андреем Александровичем, наладить с ним деловые связи, обмениваться планами и информацией. И вот такая возможность представилась! В ходе поездки в столицу Макаров запланировал и встречу с коллегой, а тот любезно согласился на общение.
Андрей Александрович Кириков увидел сызранские образа еще в юности, тогда жил в Ульяновске. И запали они в его душу на всю жизнь. Но судьба предоставила ему возможность заняться коллекционированием предметов искусства лишь спустя десятилетия, уже после службы в армии в качестве кадрового военного. После ухода в запас Андрей Александрович поселился в Москве. Благодаря бизнесу смог заняться тем, к чему стремился всю жизнь. Именно Кириков ввел в искусствоведческий оборот понятие «Сызранская школа иконописи» и убедил музейщиков в правомерности такого термина.
При знакомстве с Кириковым Макаров отрекомендовался:
— Давно собираю художественные произведения. Начал с местных мастеров. Затем расширил горизонты. Открыл частную галерею «Наследие», объединяю современных художников города. Дружим с живописцами, графиками, скульпторами из многих российских регионов. А вот лишь три с половиной года назад по благословению владыки Леонтия стал собирать иконы сызранского письма. Открыл небольшой музей. Сегодня в моей коллекции 99 образов. Хочу издать каталог. За советом к Вам и приехал! А еще было бы правильно в моем музее достаточное место уделить личностям иконописцев. Знаю, Вы много работали в архивах! Прошу поделиться своими изысканиями.
Андрей Александрович с большим удовлетворением воспринял рассказ гостя. Ведь это не без него, Кирикова, в Сызрани возрожден интерес к иконописному делу предшественников.
Опытный коллекционер и исследователь обратил внимание на то, что начал собирать материал, систематизировать памятники, определять и описывать их общие признаки еще в середине 90-х годов XX века. Вся работа проводилась в трех направлениях. Во-первых, это создание репрезентативной коллекции (ныне она составляет порядка 200 образов). Во-вторых, архивные исследования, прежде всего — в Сызрани, Ульяновске, областных центрах, прилегающих к нашим местам. В-третьих, проведение краеведческих изысканий с целью установления потомков известных иконописных фамилий. И каждое направление дало позитивный результат.
Что касается фамилий местных мастеров, то ключевые фигуры известны в Сызрани по ранним статьям Кирикова. А также из документального фильма «Тайна сызранской иконы», снятого московскими кинематографистами в 2010 году. А автором идеи и вдохновителем картины был Андрей Александрович. Итак, вот эти имена: Давид Васильевич Попов (Порфиров), Павел Семёнович и Александр Павлович Качаевы, братья Бочкарёвы — Александр и Фёдор Архиповичи, Пётр Иванович Кувшинов, Пётр Илларионович Кудряшов, Иван Максимович Шадрин. А также супруги Дьяконовы — Константин Иванович и Матрёна Федотовна. Они — ученики Попова из Казани.
В результате кропотливых исследований Кириков выявил и другие имена сызранцев, жителей уезда, связанных с иконописным промыслом. Назовем некоторые из них. Николай Дмитриевич Рунов, Александр Иванович Жуков, Рафаил Жаков, Никодимов, Павел Исаков, А. М. Сыромятников. Кроме того, Кириков установил, что иконописцем был и брат Давида Васильевича Попова (Порфирова) — С. В. Порфиров. Все эти сведения обязательно найдут отражение в экспозиции музея Макарова.
Кроме того, Андрей Александрович подарил коллеге каталоги выставочных экспозиций «Нетленное наследие» (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума) и «Паломнические реликвии. XVI — начало XX века. Святая земля. Афон. Россия», подготовленные под патронатом Минкульта РФ. Эти издания могут послужить наилучшими пособиями Александру Макарову при работе над каталогом собственной коллекции.