…Полоска зеленой ткани тихо шуршит в женских руках. Пальцы ловко пропускают ее через «оконца» сети. Узор, который рождается в итоге, создает близкую к конкретному ландшафту картину. Именно то, чем и должна быть правильная маскировочная сеть. В Сызрани уже давно налажено изготовление этих изделий для воинов, участвующих в спецоперации в Донбассе.
Таких мастерских в городе несколько. Я побывала в одной из них, на улице Советской. Застала за работой дам. Процессом руководила Елена Л.
Откуда они, эти женщины? Наталья живет в Варламово, Людмила — на Образцовской Площадке, Ирина… в Нижневартовске!
— Только две недели сумею помогать, — словно извиняясь, сказала северянка. — Приехала в Сызрань ухаживать за мамой, и нужно возвращаться.
Их никто не заставляет сюда приходить, «стоять у станка». Кто-то посвящает этому занятию час, кто-то — два, кто-то — полдня. Причем совершенно бескорыстно! Свою помощь предлагают и мужчины. Бывает, взрослые сыновья подменяют своих мам или подростки приходят.
Этот проект создали обычные граждане. Он так и называется: «Народная сеть». К нему подключились уже многие города России. Есть отдельная ветвь — «Волжские сети». Она объединила Волгоград, Саратов, Самару, Набережные Челны, Сызрань, Тольятти. У каждого города есть свой логотип. Так что заказчики точно знают, откуда пришло готовое изделие.
Кто же они, эти люди, готовые посвящать свое личное время делу? В Сызрани среди них есть и пенсионеры, но в основном — работающие горожане. Например, мама пятерых детей и она же — индивидуальный предприниматель. Заведующая аптекой. Менеджеры компаний приходят в свой обеденный перерыв.
— Это наш способ служения людям, — сказала Елена Л. — К нам приходят и остаются те, кто действительно хочет помочь. Плетение сетей — не развлечение, серьезное дело. Если есть ошибки, девочки задерживаются, переделывают, могут друг за друга что-то поправить.
Про себя они говорят, что работают берегинями. И это, действительно, так. У некоторых женщин мужья, родственники находятся на передовой или рядом с ней.
— Мы здесь не только ради наших родных, — говорили мои собеседницы. — Ради всех российских ребят. Мы верим, что кому-нибудь наши сети спасут жизнь.
И уже спасают. Вот что написали в послании нашим женщинам военнослужащие, участвующие в СВО:
«Как в детстве мамы укрывали нас одеялами, так вы сейчас укрываете нас этими сетями и делаете невидимыми для чужих глаз».
Глядя, как переплетаются полоски ткани, невольно подумала, что так же переплетаются судьбы людей: тех, кто находится в глубине страны, тех, кто живет в Донбассе, и тех, кто их защищает. Все мы — единый народ. Кто-то скажет, что это звучит пафосно. Как знать! Но здесь, где рождаются обереги для наших бойцов, так не думают.