Версия для слабовидящих
Посвятили непокорённому Ленинграду - Волжские Вести

В пятницу, 27 января, в Выставочном зале краеведческого музея открылась новая экспозиция (12+). Она посвящена одной из страниц в летописи Великой Отечественной войны — блокадному Ленинграду.

Этот город был полностью освобожден от фашистской блокады таким же январским днем ровно 79 лет тому назад. Да, прошло много лет. Но… Смотришь на экспонаты выставки и словно погружаешься в то тяжелое время. Становишься его очевидцем.

Вот продуктовые карточки, датированные маем 1942-го. Рядом с ними на тарелке лежит кусочек хлеба. Это — ежедневная норма на одного человека. Какие крохи… А ведь ленинградцы на таком пайке еще и работали, стояли у станков. В том числе и подростки.

— Карточки были разные. Например, ребятишки, не достигшие 12 лет, считались детьми. А начиная с этого возраста — уже иждивенцами. Соответственно, и нормы выдаваемых им продуктов  были неодинаковыми, — рассказывает  научный сотрудник музея Юрий Моор.

Затем он обращает внимание на стенд с фотографиями наших земляков. Все они участвовали в боях за Ленинград. Под стеклом лежат некоторые их вещи.

…Алексей Лашин. В 1940 году он поступил в Ленинградский политехнический институт. Вот его студенческий билет, зачетная книжка. Рядом выписка из приказа ректора от 13 сентября 1941-го об отчислении Лашина из вуза в связи с его призывом  в армию. Тут же — несколько тетрадных листочков, исписанных карандашом. Это письма Алексея с фронта, отправленные им по адресу: г. Сызрань, Вокзальное шоссе, 6. Читаю одно из таких посланий: «…Ленинград никогда не сдастся. Фашистам не видать его как своих ушей. На некоторых направлениях мы начали уже наступать. Мама, не волнуйся. Целую тебя, отца, брата. У меня все в порядке»

На следующем стенде — предметы того грозного времени. Керосиновая лампа, кружка, чайник, фляжка. Специальный нож, чтобы вскрывать коробку с патронами. Гильзы. Военная форма. Кстати, она — в открытом доступе. Можно коснуться солдатской гимнастерки, ремня с тяжелой пряжкой, на которой выбита звезда. Планшет, плащ-палатка… Все вещи настоящие, из фондов музея. Кажется, что они до сих пор пахнут порохом.

Фотоматериалы. На одних снимках — зима. Ленинградцы идут за водой. Взбираются по обледеневшей горе. Падают. Поднимаются. Заводской цех. От его вида словно веет стужей. Станочники одеты, замотаны во что попало. Усталые, худые. Работают.

На других фото запечатлена весна. Женщины с детишками перекапывают городские газоны и сажают на них овощи. Жизнь продолжается.

Разумеется, немало экспонатов выставки связано с детьми, эвакуированными из блокадного Ленинграда в Сызрань. «Волжские Вести» много писали об этом. В экспозиции  представлены вырезки из соответствующих газетных номеров. Конечно, тут тоже есть фото.

Нельзя не сказать и о страничках из дневника ленинградки Тани Савичевой. В старую записную книжку с алфавитом девочка заносила даты смерти членов своей семьи. Наверное, многие, кто читал дневник, помнят его последние строки: «…Умерли все. Осталась одна Таня» Повторюсь: прошло 79 лет. Но спокойно смотреть на эти записи невозможно.

Художница музея Ольга Лефлер сделала инсталляцию: фигурку девочки, которая везет санки с ведром воды. Она тащит их, несмотря на обстрелы, мороз, голод. Непобежденный город. Несгибаемый народ.

Loading