Версия для слабовидящих
Чайный стол давних пор: самовар, фарфор… - Волжские Вести

Чайный стол давних пор: самовар, фарфор…

Вчера, 15 декабря, отмечался Международный день чая. Надо признать: время выбрано логично. Зима. Мороз. Холодный ветер. Пора наслаждаться горячим крепким чаем. И почему бы не вспомнить о старинных предметах, имеющих  к этому процессу самое прямое отношение?

В городском краеведческом музее есть несколько постоянно действующих выставок. Одна из них рассказывает о дореволюционной Сызрани (0+). Здесь имеются интересные черно-белые фото. И экспонаты. Например, самовары. Вот продукт фабрики Н. А. Воронцова. На нем выгравирована надпись: «На память Александру Андреевичу Куликову за посещение гостиницы «Россия» Иванова. Декабрь 1912 г.».

— В Сызрани была такая гостиница. Находилась она на улице Большой. Ее владелец дарил самовары наиболее уважаемым гостям. Вот и этот экземпляр был вручен когда-то одному из таких людей. А его потомок отдал самовар в дар нам, — объясняет  научный сотрудник музея Антонина Назарович.

Она показывает и другие аналогичные изделия, на сей раз — фабрики В. С. Баташева. На одном из них сделаны оттиски 8 медалей. Столько, оказывается, наград взял он на различных выставках позапрошлого века, включая российские и международные! Вот как высоко ценилась работа русских мастеров!

…Стол, покрытый скатертью. На нем — кипящий самовар с заварочным чайничком. Вазочки с разным вареньем, свежая выпечка. Представили такую картину? Уютную, теплую, спокойную… Да, в ней много того, что близко душам людей. За это мы и любим чаепития.

Впрочем, не будем отвлекаться. Перейдем к еще одной музейной витрине, за стеклом которой поблескивают фарфоровые чайные пары.

— Три из них датируются первой половиной ХIХ века. Они изготовлены на заводе купца Алексея Попова. Это предприятие, находившееся в Подмосковье, славилось не только в России. Эксперты признавали, что его продукция не уступала английской и французской посуде, — говорит Антонина Назарович.

Моя собеседница делится и другой познавательной информацией. Весь фарфор Попова расписывался вручную. В качестве основного рисунка использовались цветочные букеты, пейзажи. Такой стиль очень нравился покупателям. Из года в год увеличивался спрос. Производство расширялось. Завод процветал. К сожалению, после смерти Алексея Попова его наследники не смогли удержать дело на прежнем уровне. Завод несколько раз перепродавался, а в 1875 году был закрыт. Вот такая у него оказалась печальная судьба.

Рядом с чашечками от Попова стоят две другие. Одна — производства венского фарфорового завода, другая — английской фабрики «Веджвут». Оба предприятия основаны очень давно. Во времена, когда иной фарфор ценился дороже золота. Многие изделия тех заводов украшают ведущие музеи мира и являются гордостью частных коллекционеров. Как видим, есть такие предметы и в нашем краеведческом.

Loading