2 декабря в СМДТ им. А. Толстого давали «Евгения Онегина» (12+) — премьеру текущего, 104-го театрального сезона.
Большинство публики на вечернем представлении составляли школьники. Ребята пришли посмотреть спектакль целыми классами. Было даже чуточку тревожно: как воспримут юные зрители два отделения постановки, основанной на поэзии классика? Оказалось, внимательно смотрят. И аплодируют, и сопереживают.
Если же говорить о самом спектакле сызранской драмы, то дискуссии вокруг театральной интерпретации известных произведений напоминают споры по поводу портрета. Одни ратуют за сходство, желательно фотографическое. Другим подавай «передачу характера» героя. А для третьих главное — приемы и стиль самого художника. Вот и по поводу «Евгения Онегина» в городских пабликах шло бурное обсуждение такого типа.
Стоит принять очевидное: решением главного режиссера театра Олега Шахова зрителю показывают, как обозначено в афише, «страницы из романа». Словно позволяют перелистать знакомый томик, остановиться на любимых местах.
Это решение — погрузить зрителя в мир пушкинской поэзии — поддержано и художником Анной Митко. Все предметы на сцене выглядят нарисованными черной тушью на белой бумаге, а над ними парят занавесы с так легко узнаваемыми черновиками Пушкина, его летящими строками и рисунками.
Каждая сцена спектакля, от похорон дяди «самых честных правил» до финального объяснения Онегина и Лариной («Но я другому отдана; // Я буду век ему верна») разыграны как маленький самостоятельный этюд со своими пластическими решениями, своей кульминацией, своим чуть отстраненным взглядом на происходящее. Так сказать, «от автора».
Этим коллективным Пушкиным, ведущим зрителя от страницы к странице, стали в спектакле так называемые «шуты» — на самом деле вполне благообразные персонажи в цилиндрах и смокингах (2 декабря это были артисты Алеся Панкова, Диана Донских и Артемий Кондрашов). Без их эмоциональных и стихотворных подсказок зрителю было бы значительно труднее адаптироваться внутри действия.
Безусловно, интересно решены роли второго плана: отец семейства Лариных (Владислав Штиль), Ольга (Софья Пасько), некий привлекательный улан (Анатолий Карпов). Даже не имея собственных реплик, они создают атмосферу «той жизни», ее нравов и обычаев. Что уж говорить о маме сестер Лариных (Ольга Дроздова), старой нянюшке (Татьяна Леднева), княжне Алине (Татьяна Дымова) и бабушке семейства (Любовь Сазонова)! Зрители особо отмечают обаятельного Ленского в исполнении Сергея Малышева.
Безусловно, каждый спектакль требует большой работы от Марии Зиновой (Татьяна Ларина) и Александра Антонова (Евгений Онегин). Ведь нужно максимально вложиться, чтобы за каноническим школьным «Я к вам пишу» и «Я вас люблю любовью брата» воссоздать живые чувства живых людей. Мечтательную девочку, нарисовавшую себе идеального героя. Скучающего столичного «мажора». И артистам удается пробить шаблонное восприятие наизусть знакомого зрителю текста.
Главная мысль, которую транслируют нам участники спектакля, состоит в том, что в поэзию Пушкина погружаемся МЫ. Люди, живущие в конце первой четверти XXI века. МЫ восхищаемся его рифмами, его пониманием человеческой психологии и природы. И это дорогого стоит.