В городском музее состоялось очередное заседание клуба «Краеведческие записки». На нем обсуждалась книга, посвященная 150-летию Казанского кафедрального собора, которую написала наша землячка Ольга Макарова.
Открывая заседание, директор музея Марина Питьёва произнесла слова, под которыми подписался бы, наверное, каждый творческий человек. Действительно, когда готовишь текст, не всегда используешь для него весь собранный фактический материал. Частенько что-то остается «за кадром». Это делается не намеренно. Просто фактуры порой бывает так много, что она не умещается в рамки одной публикации. Или — в данном случае — книги. Какие же интересные факты не вошли в нее? Об этом и шел разговор в клубе.
Но сначала сотрудник музея Лидия Куракина представила автора. Ольга Николаевна окончила в свое время политехнический институт. Затем трудилась на заводе «Сызраньсельмаш». И писала. К этому увлечению ее приобщил известный краевед Борис Дедков. Более 20 лет Макарова — прихожанка Казанского собора. Понятно, что именно это и послужило главным поводом для написания книги.
В процессе ее создания автор использовала различную литературу. В том числе — летопись Казанского собора. Это уникальный документ. Кстати, он демонстрировался на одной из выставок, посвященных 150-летию храма, которая была открыта в музее в феврале нынешнего года. Те, кто побывал на ней, вероятно согласятся, что страницы летописи — кладезь интереснейших сведений.
— Также мне очень помогли сотрудники двух архивов: сызранского и ульяновского. Свою роль сыграли и воспоминания прихожан. Люди приносили черно-белые фото, на которых Казанский собор был запечатлен в 50-е годы. Все это позволило проследить судьбу храма от его постройки до наших дней, — говорит Ольга Николаевна.
Эта судьба не всегда была благосклонной. В начале 30-х годов храм закрыли. Его хотели переоборудовать под кинозал, для чего уже имелась смета. Получилось ли? Точного ответа нет. А вот то, что в соборе размещались зернохранилище и склад, известно доподлинно.
В 1944 году собор вновь открыл свои двери для верующих. На старом снимке тех лет видны столбики для будущего ограждения территории храма. До 1917 года церковь не имела забора. Создавая такой заслон, она словно хотела укрыться за ним от безбожного мира.
За все время существования Казанского собора у него было 26 настоятелей. Один из них — протоиерей Вениамин Ионов. Теперь представьте: январь, Крещение Господне. Прихожане смотрят, как совершается обряд освящения воды. Вот отец Вениамин опускает в нее крест. Вдруг в небе появляются два белых голубя. Они кружат над головами верующих. И улетают, когда люди покидают церковную ограду. Что это было? Обыкновенное чудо?
— Именно при отце Вениамине в соборе появился новый иконостас. Поскольку все происходило в 60-х годах, его привезли тайно, ночью. Этот иконостас мы видим и сегодня, — рассказывает Ольга Макарова.
Она поведала еще много интересных фактов. Например, что Казанский собор построен по проекту архитектора Константина Тона. Того самого знаменитого зодчего, который возводил храм Христа Спасителя в Москве.
А что было раньше на месте Казанского собора? Сохранились ли его метрические книги? При каких обстоятельствах утрачен его первый иконостас? Это лишь некоторые из вопросов, которые потом были заданы Ольге Макаровой. Она ответила на все.