Гостиничный комплекс «Каскад». Здесь живут вынужденные переселенцы из Донбасса. И среди них — писатель Борис Белаш.
Когда сызранские литераторы узнали об этом, у них, конечно же, появилось желание встретиться с коллегой. И вот мы с поэтом (а также бардом) Сергеем Кирюхиным и фотокором Александром Евтуховым едем в «Каскад». У ворот комплекса нас встречает жена Бориса Фёдоровича Лидия Геннадьевна и провожает в их нынешнее жилище.
Сразу после знакомства с Борисом Фёдоровичем мы с Кирюхиным презентовали ему свои сборники стихов, а также книгу нашей поэтессы Натальи Окуневой и, разумеется, три номера (8, 9 и 10) альманаха «Сызранская излучина».
— А я ничего не могу подарить вам в ответ, — посокрушался Борис Фёдорович. — Успел прихватить с собой перед спешным отъездом только две книги. Одна — детская: «Мисс Страшило». Вторая — фотоальбом «Святые Горы». Это новая совместная работа с другом Владимиром Дедовым. Он предоставил фотографии на мои стихи.
Успокоили мы его и попросили рассказать о себе. Оказывается, родился Борис в 1941 году в Азербайджане — в эвакуации. После войны семья вернулась на Украину. Отец Бориса был горным инженером. Восстанавливал разрушенные фашистами шахты Донбасса. Сын пошел по стопам отца: поступил в горный техникум в Горловке. Окончил его, а затем и факультет физвоспитания пединститута в Харькове. Стал мастером спорта СССР по борьбе.
— Но и это еще не все, — оживился наш собеседник. — В те годы я начал писать стихи. И в итоге оказался в Москве — в институте имени Максима Горького, в семинаре поэта Сергея Поделкова. Он тогда же и дал мне рекомендацию в Союз писателей СССР.
Окончив институт, Белаш вернулся в Донбасс. И теперь уже полностью посвятил себя литературе. Борис Фёдорович стал автором более 30 книг поэзии, выходивших в издательствах Москвы, Киева, Донецка. Разумеется, у него, члена Союза писателей Украины, множество разных почетных званий и наград.
Супруги были прописаны в Донецке. Казалось бы, живи да радуйся. Тем более что семья приобрела еще и дом в селе Богородичном — в пяти километрах от Святогорска.
Но наступил февраль 2014 года. В Киеве произошел переворот. В апреле был объявлен суверенитет ДНР. А уже в мае начались обстрелы.
— 14 июля того же года мы поехали в Богородичное, — вступила в разговор Лидия Геннадьевна. — Думали, на недельку, а оказалось — почти на восемь лет… Обстрелы продолжались. Мы прятались в тесном и сыром подвале. 6 июня уже 2022 года наш дом разбомбили. Еще бы, за день было по 9-10 прилетов. Угол, в котором ютилась я, — вдребезги. А тот, где был Борис Фёдорович и висела икона Николая Угодника, остался цел. Потом заявились солдаты украинской армии. Говорят, мол, срочно уезжайте, потому что завтра сюда придут русские. Но мы остались. И на следующий день действительно пришел российский спецназ.
Сейчас-то Лидия Геннадьевна рассказывает об этом более-менее спокойно. А тогда… Решили ехать в Россию на своем автомобиле. Но как? Дороги заминированы. А вместе с супругами в дальний путь собрали и 87-летнюю маму Лидии Геннадьевны. К счастью, им встретились регулярные воинские части России. Помогли довезти на БТРе до Изюма. Здесь был пункт распределения беженцев. Поместили всю семью в больницу. А утром отправили автобусом до Белгорода. Там — палаточный лагерь, на целую неделю. Затем предложили: Саратов или Сызрань? Белаш и его близкие выбрали наш город. 50 человек ехали в двух автобусах 14 часов.
И вот — Сызрань, комплекс «Каскад». Здесь переселенцев встретили как родных. Накормили, обследовали, дали жилье.
— В тот же день созвали всех на собрание, — поделилась воспоминаниями Лидия Геннадьевна. — Пообещали, что нам в Сызрани будет хорошо. Так оно и получилось.
— Я потом еще читал свои стихи на местном телевидении, — добавил Борис Фёдорович. — Мы убедились: люди из Донбасса сызранцам не чужие. Спасибо за это! Здесь нам хорошо, спокойно. Но по Донбассу все же тоскуем.
А вот два стихотворения, которые написал недавно Борис Белаш.
За второе рождение
Возможно ли
предусмотреть,
Что может
из ночного мрака
Сюрпризом,
в качестве «подарка»
На голову нам прилететь
От неизвестного «героя»?
А если выжить вам дано,
То за рождение второе
Налить и жахнуть
не грешно.
И зря скрести
ногтями темя,
Гадать,
когда опять прилет.
Такое, брат,
сегодня время.
А жить?
Кому как повезет…
Сызрани
Самой необходимостью
был призван,
Когда стонал
под бомбами Донбасс,
Российский городок
с названьем Сызрань
По-свойски приютить
бездомных, нас.
И, никакой
не требуя отдачи,
Нас вытащил
на божий свет из тьмы,
Согрел теплом
душевным и тем паче
Еще раз доказал,
что братья мы.