Версия для слабовидящих
В монографии написали про Сызранскую икону - Волжские Вести

В монографии написали про Сызранскую икону

В монографии написали про Сызранскую икону

Вышла в свет коллективная монография «Живое наследие: каталог локальных культурных брендов России» под редакцией Андрея Максимова, председателя комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию и местному самоуправлению (Москва, 2022).

В прошлом году мы писали о том, что на конкурс культурных брендов «ТОП-1000. Живое наследие. РФ» были поданы и заявки от Сызрани. В числе победителей оказались два бренда. Это Спасская башня нашего кремля, поистине являющаяся визитной карточкой города. А также Сызранская школа иконописи (Сызранская икона), восходящая корнями к «греческому» письму, то есть сохранившая древние традиции и канон. Монография структурирована по географическим регионам. Самарская область вошла в раздел «Среднее и Южное Поволжье». В «ТОП-1000» экспертное жюри конкурса включило 12 брендов нашего края. По номинациям они распределились так: «Культурные сооружения и комплексы» — Бункер Сталина, Сызранский кремль и Спасская башня (как единое целое); «Природные объекты и явления» — Самарская Лука; «Традиции и промыслы» — Сызранская икона; «События и даты» — Грушинский фестиваль бардовской песни, Чемпионат мира по футболу 2018 г.; «Гении места» — Илья Репин, Самарины, Сергей Королёв, Степан Разин; «Гастрономические бренды» — Жигулевское пиво; «Образы» — Космическая верфь.

И вот что интересно. Всего перечислено 12 самарских брендов. А вот в книге представлена текстовая информация, проиллюстрированная фотографиями, лишь по Сызранской иконе! С остальными можно познакомиться на сайте «Живоенаследие.рф».

В статье говорится о том, что по масштабам промысла сызранская иконопись не уступала подобным известным центрам России. Но поскольку наша развивалась в старообрядческой среде, дело это замалчивалось, и ныне данный важнейший пласт духовной культуры мало известен широкой общественности.

Приводится также история Сызранской школы иконописи и характерные черты местных образов. К последним относится прежде всего оригинальный орнамент по лузге (это скос между центром иконы и ее полями): чередующееся изображение стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. Кроме того, сызранские мастера, как правило, на полях иконы писали образы ангела-хранителя и патрональных святых, тезоименинных заказчику и его домочадцам. А яркая колористика делала такую икону праздничной. И, конечно же, большим мастерством отличалось личное письмо (то есть лики святых). О востребованности таких образов можно судить по тому, что заказы на них в «сызранской манере» получали иконописцы в обеих российских столицах!

Рассказывается в монографии и о возрождении древней традиции сегодняшними богомазами. Есть в ней информация также о недавно открытом музее Сызранской иконы меценатом и коллекционером Александром Макаровым.

Вся эта работа проведена для того, чтобы показать россиянам, как много интересных мест, явлений, объектов, событий, выдающихся имен, памятников природы имеется в каждом регионе, и помочь нам выбрать новые туристические маршруты для знакомства с уникальными артефактами в своей стране.