Пожалуй, нет такого района Сызрани, который не пересекала бы ветка железнодорожного полотна. Два вокзала, огромное количество направлений пассажирских перевозок. А еще — узловая станция и сортировочный парк, где формируются грузовые составы.Неудивительно, что День железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа, является профессиональным праздником для многих сызранских семей. И даже трудовых династий.
— Могу назвать немало людей, поколениями связанных с железной дорогой, — говорит депутат городской Думы, председатель профкома станции Сызрань-1 Екатерина Васильева. — Например, Александр Николаев — один из опытнейших регулировщиков. Пришел на работу по стопам отца, обрел квалификацию, обучил немало молодых сотрудников. А сейчас рядом с ним работают и двое его сыновей.
Это династия, где неуклонно придерживаются традиций. В каждом поколении один из сыновей здесь просто обязан быть назван Александром. Самый старший — А. А. Николаев — был почетным железнодорожником еще в советские времена. И сына Сашу он знакомил со своим коллективом лет с десяти. На первомайских демонстрациях мальчик шел в отцовской праздничной колонне, что очень приветствовалось руководством станции Сызрань-1. Неудивительно, что после службы в армии Александр Александрович Николаев тоже пришел на железную дорогу.
— Мы — движенцы, — с достоинством поясняет он профессиональную терминологию. — То есть те, кто отвечает за безопасное и грамотное прохождение грузовых вагонов через процесс сортировки, а также правильное формирование железнодорожных составов.
Официально должность Александра называется старший регулировщик скорости движения вагонов. На сортировочной горке средней мощности, где он трудится, условия работы легкими никто и никогда бы не назвал. Нагрузка здесь серьезная.
— Не скрою, работа наша — для настоящих мужчин. Она и тяжелая, и опасная, — рассказывает Александр. — Не у каждого хватит духу встретить надвигающуюся многотонную махину вагона и обеспечить ее правильное торможение, сход с сортировочной горки. Тем более что мы находимся, так сказать, на последнем рубеже контроля. Это называется «третья тормозная позиция». После нас уже никто не сможет вмешаться в траекторию и скорость движения вагона. Ведь то, насколько ювелирно он присоединится при сходе с горки к составу, во многом определит сохранность груза. А также самого вагона, безопасность его дальнейшей эксплуатации.
В течение одной рабочей смены специалисты-движенцы станции Сызрань-1 встречают и провожают более тысячи цистерн с наливными грузами, вагонов для перевозки угля, песка, щебня и массы других полезных для экономики страны товаров.
По словам Александра Николаева, сегодня грузовой состав из семи десятков вагонов — это норма. Но наиболее экономически выгодными считаются поезда, которые больше. 100-вагонные. Парк нашей станции территориально сложился в те годы, когда о таких размахах никто не мог и мечтать. Собрать большой состав в условиях ограниченных производственных площадей — непростое искусство. И сызранские движенцы по праву считаются настоящими профессионалами стальной магистрали.
Семья у нашего героя — полностью железнодорожная. На станции работает его супруга. Непосредственно на сортировочной горке трудится еще один Александр Александрович Николаев. На сегодняшний день он младший из трудовых носителей традиционного семейного имени. Но при этом — не самый молодой в династии. Есть еще Сергей Александрович, который руководит работой отца и брата из диспетчерской вагонного парка.
— Сейчас в нашей профессии остаются только те, кто сумел правильно понять суть работы на дороге. Принять огромную ответственность за безопасность движения, уверенность в том, что не подведет товарищ, который трудится рядом с тобой. Наше дело требует большой личной дисциплины, — говорит потомственный сызранский железнодорожник Александр Николаев.