Версия для слабовидящих
«Шурале» - с ярким национальным колоритом - Волжские Вести
«Шурале» — с ярким национальным колоритом

В галерее «Наследие» открылась выставка татарского художника Нурхатима Бикулова «Шурале» (18+). Она посвящена 85-летию автора, который, к сожалению, четыре года назад уже ушел из жизни…

Галерея Александра Макарова как нельзя лучше отвечает своему названию! Вот и сызранскому зрителю представилась возможность познакомиться с наследием весьма самобытного художника. Очень интересные подробности из жизни своего отца рассказала его дочь Елена:

— Он родился в глухой деревне, в семье были все дочки и один сын — Нурхатим. С детства любил рисовать! И откуда только у него такая тяга? Карандашей не было — так он углем на полях газеты выписывал узоры! Соседи приносили мальчугану черно-белые фотографии, он из них цветные картины делал — это уже когда карандаши появились. Или вот такая история. Ребенком папа очень сильно болел. Не мог ходить. Лежал в сельской больнице, где его не могли вылечить. Так парнишка нарисовал портрет Сталина и отправил ему письмо в Москву: так, мол, и так — не могу выздороветь!.. Через месяц пришел ответ за подписью Ворошилова, и мальчика направили в Куйбышевскую областную больницу. Вылечили! И чтобы дорисовать портрет отца, приведу еще один эпизод из его жизни. В свое время он отказался вступать в пионеры! Почему? Говорил, тогда потерял бы свободу, которая так необходима художнику!..

Юношей Бикулов поехал учиться в художественное училище в Дюшамбе. Здесь он напитался среднеазиатским насыщенным колоритом, в отличие от спокойной цветовой гаммы Средней Волги. Затем последовало образование в Харьковском художественном институте. Здесь Нурхатима уже учили авангардисты. Отсюда, видимо, манера письма, восходящая корнями к грузинскому живописцу Пиросмани. Весь этот необыкновенный сплав различных художественных традиций нашел отражение в творчестве мастера.

В произведениях Бикулова присутствуют восторженное отношение к жизни, природе, людям, высокая эмоциональность, музыкальность, чувство цвета и ритма. А тематика его работ укладывается в три основных направления.

Во-первых, это рассказ о жизни сельчан из его родного с. Новое Мансуркино, повседневном труде, заботах, радостях. Художник искренне восхищается их силой, красотой! Вот, к примеру, монументальное полотно «Возвращение стада» (1975). На фоне домов стоят жители села, поджидающие своих коров. Пространство первого плана занимает стадо. Земля в сумерках погружается в тень, на фигурах людей, спинах коров, домах — на всем яркие отблески заката. Теплым колоритом передается поэзия вечера, в котором есть и величавый покой, и голоса деревни… 

Вторая тема — это татарская мифология. Отсюда и название выставки — «Шурале» (дух леса, что-то вроде лешего). А третья — воспевание женщины: ее красоты, жизнеутверждающего начала, она часть окружающего мира, гармонично с ним связанная!..

Известный куйбышевский молодежный клуб «ГМК-62» организовал первую выставку Нурхатима. И он становится участником многих экспозиций, в том числе зональной «Большой Волги». В 1975 году Бикулов — уже член Союза художников СССР!

Очень эмоционально охарактеризовал творчество коллеги Александр Меунаргия:

— Честь и хвала Нурхатиму Бикулову за возвращение сюжетной живописи! Он постиг идеологию и народный дух — это высшая форма ИЗО. Посмотрите, какая у него цветовая гамма! Она указывает на понимание национальных истоков. Эта экспозиция — хорошая инъекция сюжетной живописи для сызранских художников!

Добавим, что главным популяризатором творческого наследия отца является его сын Ренат, который и предложил эту выставку А. М. Макарову. Александр Михайлович, выступая на вернисаже, отметил:

— В Год культурного наследия народов России мы предлагаем познакомиться с татарским живописцем, который является верным сыном своего народа. И это еще один яркий пазл в культурной мозаике нашего региона!