Знаете ли вы, что в Сызрани есть улица, состоящая из одного дома? Она находится в районе Образцовской Площадки, неподалеку от городской больницы № 2. Эта улица носит имя Гая. Кем же он был?
Благодаря сведениям, предоставленным редакции сотрудником краеведческого музея Татьяной Бородиной, можно составить достаточно полное представление об этом человеке. Итак, Гая Дмитриевич Гай. Революционер, военачальник. Он родился в феврале 1887 года. То есть недавно исполнилось 135 лет с момента его появления на свет. В Тифлисе, где жила семья Гая, юноша учился в армянской семинарии. Вскоре его исключили оттуда за революционную деятельность.
В Первую мировую войну Гай добровольцем ушел на фронт. А затем окончательно определился со своими политическими взглядами, вступив весной 1918 года в партию большевиков.
С началом Гражданской войны Гай был направлен в Самару для формирования частей Красной Армии. Здесь началась его военная карьера. Гай стал первым командиром Симбирской пехотной дивизии, которой впоследствии за храбрость личного состава было присвоено почетное наименование «Железная». Именно она сыграла немалую роль в разгроме частей Чехословацкого корпуса, занимавших тогда Сызрань. Благодаря этим успехам Гай был назначен командующим 1-й армией Восточного фронта. За боевые заслуги он удостоен двух орденов Красного Знамени — на тот момент высших наград в стране.
После Гражданской Гай продолжил службу в армии. В 1922 году окончил Высшие военно-академические курсы. И тогда же получил новое назначение. Стал наркомом по военным делам Армении. С мая 1923 года Гай — командир 7-й Самарской кавалерийской дивизии. Кстати, той самой, в которой служил Георгий Жуков. Впоследствии маршал Победы с большим уважением отзовется о Гае в своих мемуарах.
Да, этот человек имел сильный характер. В период массовых политических репрессий Гая обвинили в антипартийных высказываниях. Его сняли с должности, уволили из армии, исключили из партии. А потом приговорили к лишению свободы. Но, когда его везли на поезде из Москвы в ярославскую тюрьму, Гай совершил побег, выпрыгнув из состава на полном ходу. Он получил травмы ноги, но все равно сумел уйти. Поимкой беглеца занимались сотрудники НКВД и 900 курсантов пограничной школы. Спустя два дня Гай был задержан.
Во время отбывания наказания ему предъявили обвинение в участии в антисоветской террористической организации. В декабре 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Гая к расстрелу. Прошло около 20 лет. И решением той же коллегии в 1956 году Гая Дмитриевич был реабилитирован. Как и сотни тысяч других людей — посмертно.
Улица имени Гая появилась в Сызрани в 1971 году в результате переименования улиц Чайкина и Железнодорожников. За минувшее с того момента время на ней многое изменилось. Сейчас на улице остался только один жилой дом. Тем не менее это часть истории нашего города. Память, которую надо хранить.