Трудовой стаж Антонины Сергеевны Шутовой — 45 лет. Из них 30 она работала помощником прокурора города.
Но начинала трудиться бухгалтером. Рассудила по молодости следующим образом: это, мол, такая специальность, которая будет востребована всегда. А значит, обеспечит хорошую жизнь. Плохой-то Тоня уже насмотрелась. Война, послевоенное лихолетье. Семья выживала только за счет овощей со своего огорода. Девушке хотелось другой доли.
…Антонина окончила техникум, вышла замуж за военного врача. Вместе с супругом уехала в Германию. Видела там многое. Например, как строилась стена, разделившая страну на ГДР и ФРГ. Какие провокации устраивались по ту сторону границы.
Через семь лет мужа вернули в Советский Союз, перевели в Душанбе. Тоня продолжала трудиться бухгалтером. Конечно, она не теряла связь с родными. Потому и узнала, как подло поступили с ее отцом. Его оболгали и исключили из колхоза. Но отец не сдался. Он обратился в областную прокуратуру и, после разбирательства, добился правды, его немедленно восстановили.
— Меня это поразило. Я решила учиться на юриста, чтобы тоже бороться с несправедливостью и защищать людей, — говорит Антонина Сергеевна.
После университета она работала в Туркмении, Узбекистане. Расследовала хозяйственные преступления. Каждое дело — два-три тома.
— Но я же по первой профессии — бухгалтер. В какой-то степени мне было проще, — улыбается моя героиня.
Показывает фотографии тех лет, вспоминает города, в которых жила. Величественный Самарканд с толпами туристов, жаркая Кушка, где глинобитные домики и 50 градусов в тени.. А как в списке городов потом оказалась Сызрань?
— Очень просто. Муж получил сюда очередное назначение. Поскольку он врач, то стал трудиться в госпитале. Ну а я — в прокуратуре, — поясняет Антонина Сергеевна.
Она говорит, что тогда у них на работе было всего две пишущие машинки. Ни о компьютерах, ни о сотовых телефонах никто понятия не имел. Однако коллектив был очень сильный в профессиональном плане. И дружный, сплоченный. Как одна команда. Кроме основной работы, сотрудники прокуратуры постоянно выступали с лекциями на городских предприятиях. Повышали населению юридическую грамотность.
Если же вести речь о конкретике, то был у Шутовой такой случай. Слушается в суде дело о квартирной краже — платье и украшениях. Обвиняемый все отрицает. И немудрено: доказательства против него шаткие. В зале сидит его невеста. Поддерживает своего возлюбленного морально. Вдруг потерпевшая, всмотревшись в эту девушку, видит у нее на пальце свое украденное кольцо. Откуда же оно взялось?
— А это мне жених подарил. И еще платье, — гордо заявляет невеста.
— Дура! — кричит тот злобно. Но уже поздно.
В том процессе Шутова выступала гособвинителем. У нее уже была немалая практика. Но подобного случая в ней не значилось. Потому его и запомнила.
Сидим с Антониной Сергеевной в ее квартире, беседуем. Звонок в дверь. Пришел из школы правнук Гоша. Собеседница моя сетует: дескать, как быстро летит время! Не успеешь оглянуться, как мальчику уже надо будет что-то решать насчет будущей профессии. Кстати, внук и внучка этот выбор сделали давно. Оба юристы. Может, со временем их полку в семье прибудет. Антонина Сергеевна точно не станет возражать.