14 января отметила свое 85-летие и 60-летие творческой деятельности Лидия Георгиевна Дымова — актриса Сызранского драматического театра. Она любезно согласилась дать интервью нашей газете. Но сначала…
Она родилась в один год с Иосифом Кобзоном, Андреем Кончаловским, Светланой Немоляевой. Именно 1937-й подарил миру этих талантливейших людей.
Сызрани несказанно повезло, что в 1978 году в наш театр устроилась работать артистка драмы Лидия Дымова. За минувшие десятилетия ею сыграно около 200 ролей классического и современного репертуара. Среди них: Ольга — «Три сестры», Аркадина — «Чайка» А. Чехова, Екатерина II — «Любовь — книга золотая» А. Толстого и многие другие.
— Лидия Георгиевна, мы не разговаривали с Вами о сцене ровно 10 лет. В 2012 году обсуждали постановку «Бесы» по Достоевскому. Тогда Вы назвали ее событием для культурной жизни Сызрани. Что можно сказать о репертуаре театра сегодня?
— Он составлен для зрителя разного возраста и вкуса. У нас, в отличие от больших городов, один муниципальный театр. Поэтому нужно думать о том, чтобы каждый желающий мог прийти на тот или иной спектакль. Сегодня театр с этой задачей справляется.
— Расскажите, пожалуйста, о первых годах работы в сызранском театре.
— Вспоминая советское время, когда Москва решала, кто поедет на гастроли, скажу, что мы всегда входили в тройку таких городских театров. Много путешествовали. А в 80-е годы, когда главным режиссером театра был Анатолий Болотов, часто ездили в Куйбышев. Выступать доводилось даже в оперном! Представляете масштабы той сцены?
— А что сегодня? Зритель нашего города изменился?
— Сызранский театр и сегодня ценят зрители. У нас есть важная отличительная черта, особенность — культура постановки, в которой нет места пошлости. Сызранский зритель был и остается требовательным. Он так воспитан. Бывало, к нам на гастроли приезжали иногородние труппы. И некоторые из них сызранский зритель не принял.
— В этом году исполнилось бы 100 лет Александру Авраамовичу Ривману, известному режиссеру нашего театра. Вы работали вместе. Каким он был?
— Непосредственным и душевным человеком. Работать с ним было одно удовольствие. Когда актеры делали что-то не так, он мог вскочить с места, выбежать на сцену и показать, как правильно. И это всегда было тонко. Ривман умел работать с молодыми актерами. Это настоящий дар. Александр Авраамович прошел войну и только после этого исполнил свою мечту — поступил в Киевский театральный институт. В 1956 году он связал жизнь с Сызранью. Его военные постановки до сих пор в памяти. Чудесный был человек.
— Что для Вас ценнее — классика или эксперимент?
— Любой классический спектакль для актера — это школа. Ведь в каждом таком произведении всегда есть центральное событие, очень точно выстроены взаимоотношения между героями. В экспериментальных спектаклях, как мне кажется, такого нет.
— Вы преподавали актерское мастерство в колледже искусств имени Ольги Николаевны Носцовой. Нравилось ли быть педагогом?
— Моим учителем был Пётр Львович Монастырский, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств, народный артист СССР. Он работал по системе Станиславского. И от нее театру никогда не убежать. В этой системе заложена вся теория сценического искусства. Те знания, что у меня были, я старалась передать студентам колледжа. Надеюсь, кому-то из них они пошли на пользу.
В. АЛБАЕВА
Справка «ВВ». В 1986 году Лидии Георгиевне Дымовой присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Она — член Союза театральных деятелей РФ. Почетный гражданин Сызрани с 1998 года.